25 декабря самолёт азербайджанских авиалиний потерпел крушение в Тупкараганском районе, возле посёлка Саина Шапагатова. Одними из первых на место прибыли сотрудники Мангистауской региональной электросетевой компании, они сразу же бросились на помощь пассажирам. Корреспондент Orda.kz поговорила с очевидцами авиакатастрофы и выяснила, что происходило в тот роковой день.
Работник МРЭК Абай Оргенчбаев устанавливал опоры для линий электропередачи. Около 11 часов дня он услышал громкий рёв в небе (за полчаса до момента крушения). Лайнер долго не мог совершить посадку, как будто потерял управление.
«Самолёт пролетел над нами в сторону аэропорта. Но почему-то приземлиться он там не смог и улетел в сторону села Саина Шапагатова, снова пролетев над нами. Я подумал, что самолёт совершает какой-то манёвр. Уж очень необычно он летел. Было ощущение, что транспорт потерял управление. На 43-м километре вдруг пикировал, однако, не долетая до земли где-то 100 м, вновь начал выравниваться. Затем самолёт свернул в сторону моря. Спустя немного времени он полетел в сторону предприятия KCOI и возле него приземлился. При столкновении с землёй борт взорвался. Всё это происходило прямо на наших глазах. При взрыве одна часть лайнера отлетела», вспоминает электромонтёр.
Крики о помощи
Очевидец говорит, что самолёт пытался приземлиться около 10 минут. Судно нарезало круги над посёлком Саина Шапагатова. Оргенчбаев считает, что пилоты сумели сохранить высоту и избежать столкновений с жилыми домами.
Когда самолёт рухнул, рабочие немедленно бросились к месту крушения: «Когда подъехали ближе, я увидел, как из уцелевшей хвостовой части самолёта выходят люди. Они были в потерянном состоянии, шатались, еле ходили. Кто-то сидел, многие едва осознавали, что происходит вокруг. Внутри мы услышали крики о помощи и бросились вытаскивать их. Трое парней сразу залезли внутрь, другие остались снаружи, помогали доставать людей из салона».
Коллега Оргенчбаева, Кадырбек Тойлыбай, рассказал, что самым сложным было спасти пассажиров, зажатых в хвостовой части. Чтобы их извлечь, понадобился автокран.
«Первой удалось вытащить стюардессу. Затем мы с ребятами вошли внутрь и стали выносить раненых. Один из них, мужчина с окровавленной рукой, помогал нам». Четверо пассажиров из хвостовой части получили самые тяжёлые травмы. Они кричали от боли, повторяя фразу «моя нога», и умоляли о помощи.
«Первая машина скорой помощи приехала от предприятия KCOI. Её медики увезли первых десятерых пострадавших. Затем начали подъезжать врачи из больниц, после них прибыли пожарные. Они сразу приступили к тушению оторвавшейся и горевшей половины самолета», рассказал Оргенчбаев. Очевидцы говорят, все пассажиры, которых они вытащили из самолета, были пристёгнуты. А по салону были разбросаны маски. Внутри пахло кровью и керосином. «Если бы самолёт упал в море, мы бы не смогли спасти людей. Как будто сам Бог помог», делятся они. Свидетельницей аварийной посадки стала и сотрудница казахстанской авиакомпании Air Astana.
Мадина Ерпанова поделилась подробностями в социальных сетях: «Впервые и, надеюсь, в последний раз была свидетелем падения самолёта. Сегодня была на смене, как обычно, рампила. Вдруг коллеги сообщили, что борт AZAL идёт на аварийную посадку. Кто-то сказал, что кислородный баллон взорвался, кто-то — шасси не выходит, двигатель дымится. Смотрю, на перроне собрались все службы: пожарные уже стояли у взлётно-посадочной полосы».
По её словам, в тот момент атмосфера была крайне напряжённой. Персонал аэропорта внимательно следил за каждым движением самолёта.
«Мы видели, как он подлетает. Летит хаотично, словно что-то уже идёт не так. У всех были глаза на мокром месте. В какой-то момент самолёт пропал из поля зрения. Кто-то кричал», рассказала женщина.
Самолёт Embraer-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines выполнял рейс Баку — Грозный, но не смог приземлиться в пункте назначения и был перенаправлен в Актау. 25 декабря судно потерпело крушение. В результате трагедии погибли 38 человек, включая двух пилотов, ещё 29 получили травмы. Среди погибших — шесть граждан Казахстана.
Источник: https://orda.kz/esli-by-samolet-upal-v-more-my-by-ne-smogli-spasti-ljudej-ochevidcy-krushenija-embraer-190-v-aktau-396219/