Военное положение, импичмент и политический хаос: Южная Корея переживает явно не лучшие времена. Пока президент Юн Сок Ёль пытается удержаться у власти, эксперты задаются вопросом: не станут ли эти потрясения ударом по отношениям Сеула с Центральной Азией, включая стратегическое партнёрство с Казахстаном? Orda.kz разбирает ситуацию с политологами.
Накануне президент Южной Кореи Юн Сок Ёль внезапно ввёл военное положение. Он обосновал это попытками оппозиции сорвать принятие государственного бюджета на будущий год. Оппозиция, представляющая Демократическую партию, не только отвергла бюджет, но и предложила уволить высокопоставленных прокуроров.
После чего глава государства обвинил их в «антигосударственной деятельности», открыто заявляя о том, что это может быть продиктовано симпатиями к Северной Корее. «Это как будто бы похоже на тот самый вопрос в психологических тестах, позволяющий определить, насколько респондент честен с исследователями. Можно ли поверить, что кто-то в южнокорейском истеблишменте системно работает в интересах Ким Чен Ына? И оппозиционная партия, и партия самого президента Ёля уже выступили против решения главы государства.
Первая назвала его "антиконституционным", вторая — "ошибочным"», говорит политолог Газиз Абишев.
Лидер оппозиции Ли Чжэ Мён не стал молчать: он призвал граждан стянуться в Национальном собрании, чтобы встать на защиту Конституции и остановить беспорядки.
Такое развитие событий обострило политический кризис, и эксперты не исключают, что Юн Сок Ёль может стать нелегитимным. Это вызывает сомнения: поставит ли эта ситуация под угрозу все текущие инициативы.
Южная Корея и Казахстан
На протяжении более 30 лет после установления дипломатических отношений между странами был подписан ряд важных соглашений. Среди них — договоры в области торговли, инвестиций, энергетики, IT, строительства и медицины. Ключевыми проектами стали: участие южнокорейских компаний в разработке казахстанских нефтегазовых месторождений; запуск совместных предприятий, таких как автомобильный завод Hyundai в Алматы; инвестиции в сектор возобновляемой энергетики. Юн Сок Ёль и Касым-Жомарт Токаев.
В 2023 году на экономическом форуме в Астане подписали соглашение о развитии «зелёной экономики». Южнокорейские компании выразили готовность инвестировать в солнечную и ветровую энергетику Казахстана. К тому же активно ведётся работа по внедрению IT-технологий: корейские фирмы участвуют в цифровизации государственных услуг.
Зачем министр энергетики ездил в Сеул Кроме того, обе страны укрепляют гуманитарные связи. Казахстанская диаспора корейцев насчитывает около 100 тысяч человек, в то время как в Корее живёт более 30 тысяч казахстанцев. Но при этом местные власти предпочитают не влезать в дела корейской стороны.
«Дипломатия, внешняя политика Республики Казахстан: "Никогда не вмешиваемся в дела третьих государств", поэтому всё, что происходит в Южной Корее, это вопросы Южной Кореи», ответил замминистра иностранных дел РК Алибек Бакаев. Касым-Жомарт Токаев и Юн Сок Ёль.
Да и к тому же, по мнению политолога Ануара Бахитханова, ситуация в Корее не повлияет на отношения между странами. Потому как с момента независимости договора и контракты только укрепляют их связь и наращивают мощности для сотрудничества.
«Это всё урегулируется в скором времени. Скорее всего, президент (Южной Кореи) уйдёт, будут новые выборы. А по поводу внешнеэкономических контрактов и отношений с Казахстаном, как и с Центральной Азией в целом, всё будет так же. Потому что уже был прецедент: до нынешнего президента была смена власти, всё оставалось так же, только если визовые требования, к примеру, могли измениться», заявляет Бахитханов.
Отношения с Центральной Азией
Южная Корея активно развивает сотрудничество со странами Центральной Азии и стремится укрепить своё влияние, чувствуя как Китай и США наступают ей на пятки. Летом президент Юн Сок Ёль посетил Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. А недавно Сеул встречал президента Кыргызстана Садыра Жапарова красной дорожкой и ротой почётного караула. Юн Сок Ёль и Садыр Жапаров.
«После того как Китай начал возрождение Великого Шёлкового пути и продолжил экспансию своих товаров в страны Центральной Азии, США и Южная Корея поняли, что проигрывают регион. И вот тут можно хорошо развести наших "партнёров" на инвестиции и другие плюшки. Садыр Жапаров как опытный политик это чётко понимает. Как и то, что корейцам нужен не наш урюк, а наше золото. Сейчас главное — не продешевить», считает политолог Ырысбек Осмонов.
Глава Южной Кореи не скрывает своих амбиций — он громко заявляет о стратегии расширения влияния в Центральной Азии под названием «Инициатива Корея — Центральная Азия K-Silk Road». Корейцев интересуют не только товары, а в первую очередь золотые месторождения, такие как Чон-Каиндинское в Чуйской области Кыргызстана.
Снятие запрета на экспорт золотосодержащей руды открыло возможности для привлечения иностранных инвестиций. Однако такое сотрудничество может на время заморозиться.
«Не исключено, что стратегия вхождения корейской экономики в Центральную Азию притормозится. Им самим сейчас надо власть сохранить и в войну с КНДР не ввязаться», комментирует Осмонов.
Последствия нестабильности
Политическая нестабильность в Южной Корее угрожает на время приостановить её внешнеэкономические амбиции. Политолог Казбек Бейсебаев предупреждает, что дестабилизация в стране серьёзно усложнит выполнение внешнеэкономических планов.
«В Южной Корее непонятно, что происходит. То ли попытка импичмента и переворота, то ли ещё что-то, но одно ясно — там нестабильно. К слову, там всегда с президентами что-то происходит, на них с определённой регулярностью находили какое-то дело и свергали. Происходящее в Южной Корее в целом дестабилизирует обстановку в регионе и очень некстати для США, главного союзника этой страны», считает Бейсебаев.
Практически все бывшие президенты Южной Кореи заканчивали свою карьеру не самым лучшим способом: были свергнуты, убиты, смещены военным переворотом, посажены в тюрьмы и даже приговорены к смертной казни. Только предыдущий президент Мун Чжэ Ин, занимавший пост главы государства с 2017 по 2022 годы, избежал громких скандалов. Теперь очередь Юн Сок Ёля. А тем временем оппозиция требует импичмента — отрешения от должности — пока ещё действующего президента.
Члены Госсовета подали прошения об отставке премьер-министру Южной Кореи, обостряя кризис. Юн Сок Ёль. Фото: пресс-служба президента Южной Кореи Вдобавок лидер правящей партии Хан Дон Хун призвал к немедленному увольнению министра обороны Ким Ён Хёна.
В это время экстренное совещание проводят премьер-министр, главные фигуры правящей партии и советники президента, пытаясь удержать ситуацию под контролем. В свою очередь Ким Чен Ын уже призвал армию привести войска в полную боевую готовность, уверяя, что действия США и Южной Кореи «спровоцировали самую напряжённую ситуацию в истории на Корейском полуострове».
Пока политическая буря в Южной Корее может внести временные коррективы в её внешнюю стратегию, отношения с Центральной Азией, скорее всего, останутся стабильными. Смена власти в Сеуле, вероятнее всего, не затронет долгосрочные экономические соглашения. И, по мнению политологов, страны Центральной Азии должны использовать момент, чтобы выжать максимум выгоды из соперничества мировых гигантов.
Источник: https://orda.kz/seulskaja-turbulentnost-kak-politicheskij-krizis-v-koree-skazhetsja-na-centralnoj-azii-395270/