Шесть самых известных лидеров басмачей Средней Азии

Басмачество (от тюркского «басма» – «налёт») возникло в Средней Азии после падения российской монархии, а также Хивинского ханства и Бухарского эмирата, которые с ним были связаны. В условиях дефицита власти поднялись многие люди, как простые кочевники или декхане, так и знать. У них были самые разные требования, но объединяла басмачей ненависть к советской власти. Давайте расскажем о самых заметных лидерах этого движения.

Наиболее известным, влиятельным и упорным из курбаши («полевых командиров») был узбек-лакаец Ибрагим-бек. Он был из числа приближенных эмира Бухарского и объединил многих басмачей с целью противостояния красным. Одно время под его контролем находилась вся восточная половина бывшего ханства, и он вел борьбу за возвращение на трон его правителя. Тем не менее, в начале 1920-х Ибрагим-бек был разгромлен и с оставшимися людьми ушел в Афганистан. Он неоднократно устраивал набеги на советскую территорию, в результате чего в 1929-м и 1931-м годах РККА провела против него военные операции по согласованию с афганским правительством. В конечном счете его взяли в плен и отправили на тот свет. Но его соратники еще долго сражались.

Турок Энвер-паша был военным министром Османской империи в Первую мировую. А после ее окончания отправился воевать в Среднюю Азию из тюркской солидарности. Причем, отправил его туда не кто иной, как советский нарком иностранных дел Чичерин, считавший, что пантюркизм только пойдет на пользу. Однако, он тут же поднял оружие против большевиков, и вместе с группой турецких офицеров стал одним из вождей басмачей. После бегства Ибрагим-бека он вновь подчинил Восточную Бухару, и советское правительство даже предлагало признать его власть. Однако, турок решил требовать полного ухода русских из Туркестана, а потому с ним пришлось воевать. В конечном счете он потерпел серию поражений и пал в бою.

Узбек Усман Ходжа был большим интеллектуалом, одним из главных представителей джадидизма в Средней Азии – идеологии, предусматривавшей модернизацию ислама. После революции он стал министром в правительстве советской республике в Бухаре. Тем не менее, подчинение большевикам его не устраивало, и этот человек был вынужден перейти на сторону басмачей. Как формальный глава Бухарской народной советской республики, он вел переговоры с афганцами и британцами и передал от них своим людям много оружия. Но среди повстанцев правили бал не такие умеренные и образованные лидеры, в связи с чем ему и от них пришлось убежать. Но зато Усман Ходжа мирно скончался в Стамбуле многими годами спустя.

Киргиз Муэтдин-бек Алиев был предводителем басмачей в Фергане – одном из наиболее процветающих и плотно населенных мест во всей Средней Азии. До революции был обычным преступником, за мокрые дела ссылался в Сибирь. Курбаши стал после того, как расправился с предшествующим главарем повстанцев и со временем в Ферганской долине оказался одним из главных претендентов на власть. Пытался создавать администрацию и собирать налоги, то есть, организация ему была не чужда. Вел переговоры с советской властью о сложении оружия при условии общей амнистии, но неоднократно отказывался от предложенных ему условий и нападал. В конечном счете все же сдался под гарантию безопасности, но был арестован по обвинению в подготовке мятежа. Для его этапирования в город Ош привлекли кавалерийский полк и бронепоезд.

Были в Средней Азии и басмачи других национальностей. Например, командующий русской Крестьянской армией в Фергане Константин Монстров. В 1918-м году стал лидером русских земледельческих колонистов, когда советская власть захотела решить продовольственную проблему за их счет. Вместе с Муэтдин-беком взял Ош и почти изгнал из Ферганской долины красных. Но когда в самой России одолели колчаковцев, в Среднюю Азию направили свежие войска, и Монстров сдался. Дальнейшая его судьба неизвестна, но есть свидетельства, что он надолго сел.

Уилфрид Маллесон в годы нашей «гражданки» стал руководителем британской военной миссии в Афганистане и Закаспийской области, более-менее совпадавшей по территории с современным Туркменистаном. Действуя из иранского города Мешхеда, он сумел поднять против красных туркменские племена. Также, организовал белую Закаспийскую армию, деятельность которой курировал. Иногда выезжал ближе к местам боев, есть версия, что эвакуированные из Азербайджана 26 бакинских комиссаров были поставлены к стенке по его приказу.

Источник: https://dzen.ru/a/ZuLO84loBjMPc2F8

Описание сайта Описание сайта

Описание сайта Описание сайта

Описание сайта Описание сайта